Как я уже неоднократно говорил, моделирование любого объекта сцены
должно начинаться с предварительного анализа. Такой подход позволяет
сэкономить не только время, но и нервы.
Итак, что же такое шторы с точки зрения трехмерного объекта? Наверное,
проще всего штору можно представить как прямоугольник с вертикальными
складками. В связи с этим встает следующий вопрос, а как же проще всего
получить такие складки? Вот тут-то все будет зависеть от вашего знания
программы и предпочтений в моделировании. Например мне на ум приходит
как минимум четыре способа моделирования шторы:
моделирование профиля при помощи сплайнов, с последующим применением
модификатора Extrude или Loft и редактирования геометрии при помощи
модификатора FFD Box для придания шторе окончательного вида;
создание полигонального прямоугольника со значительной плотностью
вертикальных граней. После этого выполнение редактирования положения
вершин в пространстве и применение Subdivision со сглаживанием. В
данном случае вы приобретаете максимальный контроль над конечной
геометрией, но теряете значительное количество времени по сравнению с
предыдущим вариантом;
моделирование на основе NURBS с использованием верхнего и нижнего
профиля и последующим применением команды Ruled Surface. Именно
использование двух профилей позволяет получить более естественный вид
подвешенной к карнизу шторы.
создание Surface-поверхности. В этом случае так же используется два
профиля: верхний и нижний с последующим применением модификатора
CrossSection и Surface;
Давайте рассмотрим последние два варианта.
ВАРИАНТ 1.
ПРИМЕЧАНИЕ
При желании вы можете самостоятельно рассмотреть первые два варианта
(исключительно с познавательной целью), но в данном уроке мы не будем
этого делать по причине их большей трудоемкости относительно последних
вариантов.
Как я уже говорил выше, для моделирования NURBS-поверхности понадобится
создать два профиля. Построение необходимо проводить в окне проекции
вида сверху, а в качестве кривой использовать CV Curve (рис. 1).
рис. 1
Все мы знаем как выглядят шторы, поэтому не стану рассказывать вам о
том, каким образом они крепятся. Замечу лишь то, что в верхней части
шторы складки обычно более плотные, нежели внизу. Это обусловлено
способом крепления (кольца, зажимы, струна и т.д). В нижней же своей
части штора свободно свисает под воздействием сил гравитации, а те
физические законы, которые заставляют ткань распрямляться, в некоторой
степени сглаживают эти неровности. Таким образом, складки нижней части
шторы должны в основном соответствовать верху (хотя это не догма и вы
вправе распорядиться этими кривыми по-своему :-)).
На рис. 2 представлены кривые, которые были построены в окне проекции вида сверху.
рис. 2
На самом деле верхняя кривая может выглядеть и по-другому. Я в данном
случае предположил, что в качестве шторы у меня используется гладкое
полотно (не гофрированное и не имеющее других декоративных отделок),
которое подвешено к карнизу при помощи крепления зажимами (без создания
предварительных складок). В результате, если немного присобрать такую
штору, то как раз и должна получиться некая волна (коричневый сплайн на
рис. 2).
После создания сплайнов их кривизну можно редактировать при помощи
изменения положения вершин в пространстве, для чего на панели Modify
необходимо выбрать уровень подобъектов Curve CV ( рис. 3).
рис. 3
При желании можно усилить эффект подвешенной ткани. Обычно в области
изгиба, максимально удаленном от места крепления ткани возникает
провисание, которого легко добиться путем выделения среднего ряда
вершин (в месте крепления зажимов) и небольшого сдвига их вверх (рис.
4).
рис. 4
Кривые готовы. При этом не лишним будет напомнить о том, что
расположены они должны быть в одной плоскости, если смотреть на виде
сверху и на расстоянии высоты шторы, в окне фронтального вида или вида
сбоку.
Осталось совсем немного - создать поверхность между двумя кривыми. Для
этого как нельзя лучше подойдет инструмент Ruled Surface, но прежде
необходимо объединить эти две кривых в один объект. Делается это путем
присоединения одной кривой к другой, для чего выберите одну из кривых и
нажмите на кнопку Attach, а затем щелкните в окне проекции на второй
кривой.
Далее в плавающей палитре инструментов щелкните на кнопке Create Ruled
Surface (рис. 5) и выберите в окне проекции одну кривую, а затем вторую.
рис. 5
В результате вышеописанных операций вы получите готовую поверхность (рис. 6).
рис. 6
Как я уже говорил выше, можно продолжить редактирование кривых после их
построения, поэтому если вас не удовлетворяет получившейся результат,
вы можете изменить форму кривых, контролируя при этом форму поверхности
шторы.
На этом можно было бы ограничиться, но я хотел бы еще в общих чертах
описать то, как изменить геометрию шторы в ее средней части.
Наверное вы уже успели заметить, что NURBS-поверхность не имеет никаких
контрольных точек, кроме тех, которые находятся в верхней и нижней
части шторы. В связи с этим, первое, что необходимо сделать, это
добавить управляющие вершины в среднюю часть. Для этого необходимо
выделить поверхность и щелкнуть на кнопке Make Point (рис. 7).
рис. 7
После щелчка на кнопке Make Point откроется диалоговое окно Make Point
Surface, в котором необходимо оставить количество точек поверхности по
горизонтали (Number In U) такое как есть, а вот по вертикали увеличить
до 10-20 в зависимости от задачи. Я использовал 14 подразделений
(рис.8) для того, чтобы собрать штору в нижней ее части.
рис. 8
После того, как точки поверхности будут добавлены, их можно
редактировать. Для редактирования точек необходимо перейти на уровень
подобъектов Point.
На рис. 9 представлено то, что я получил при помощи перемещения точек с использованием параметра Soft Selection.
рис. 9
ВАРИАНТ 2.
Второй, рассматриваемый в этом уроке вариант, в общих чертах напоминает только что описанный, но имеет свои особенности.
Для построения кривой в окне проекции вида сверху воспользуйтесь
командой главного меню Create > Shapes > Line (Создать > Формы
> Линия). Скопируйте кривую со смещением по вертикали и
отредактируйте ее форму так, чтобы получить геометрию нижнего края.
ВНИМАНИЕ
Обращаю выше внимание на то, что копирование используется для того,
чтобы сохранить у обоих сплайнов одинаковое количество вершин - это
важно. Если вы в отличие от меня решите вместо копирования строить
вторую кривую, позаботьтесь о том, чтобы число вершин у обоих сплайнов
было одинаковым.
Для продолжения моделирования необходимо, так же как и в предыдущем
случае, чтобы оба сплайна принадлежали одному объекту. Это достигается
путем выделения одного сплайна и поле нажатия на кнопку Attach
присоединения второго.
Далее необходимо применить к сплайнам модификатор CrossSection, а следом Surface (рис. 10).
рис. 10
В результате вы получите поверхность шторы, а после небольшого
редактирования вершин сплайнов и какую-либо оригинальную форму (рис.
11).
рис. 11
Так же, как и в предыдущем примере, вы можете редактировать не только
точки верхнего и нижнего рядов, но и всю поверхность, необходимо лишь
добавить в стек соответствующий модификатор (Edit Patch, Edit Mesh или
Edit Poly).
|