Если у Вас возникла
необходимость смоделировать что-либо не кубической формы, то сразу
встаёт вопрос как. Ясно, что из примитивов ванну можно построить только
при огромной фантазии, но и у меня и у Вас нет возможности так долго
фантазировать, значит остаются более земные варианты: nurbs,
meshsmooth, spline. Мы хотим узнать побольше о сплайнах, поэтому их и
выберем.
- Мы списали пяток Адамов
пока не разобрались с этим (фильм Догма)
Приветствую всех читателей данного урока.
Если у Вас возникла необходимость смоделировать что-либо не кубической
формы, то сразу встаёт вопрос как. Ясно, что из примитивов ванну можно
построить только при огромной фантазии, но и у меня и у Вас нет
возможности так долго фантазировать, значит остаются более земные
варианты: nurbs, meshsmooth, spline. Мы хотим узнать побольше о
сплайнах, поэтому их и выберем.
Небольшое вступление:
Создайте сплайн Ngon с параметрами по умолчанию, переведите его в
editable spline и, выделив уровень вершин, перейдите к вкладке
selection. Отметьте флажок Segment End. Теперь попробуйте, находясь на
уровне вершин, выделить сегмент. Что Вы видите? Отметилась ближайшая
вершина сегмента, по которому Вы 'кликнули', Поэкспериментируйте с
остальными параметрами, при моделировании сплайнами они могут оказать
значительную помощь.
Несколько слов о единицах измерения. У меня настроено так :
customize/preferences/general - cantimeters. Unit setup -
metric/meters. Рекомендую сделать также во избежание расхождений.
Итак, приступим.
1.Для начала немного подумаем. Делать всю ванну
нет смысла, потому что можно сделать одну половину, вторая появиться с
помощью зеркального отражения. Угловая ванна (а именно её мы делаем)
является как бы вписанной в квадрат, один угол которого закруглён.
Соответственно с этого мы и начнём. В окне "TOP" создаём квадрат со
стороной = 1.8м, поворачиваем его(Z world) на 45 градусов в любую
сторону и размещаем в центре системы координат (0.0.0). По умолчанию
нажмите F12, появится окно transform type-in, и введите везде 0. Теперь
создадим Ngon с шестью сторонами и радиусом 0.9, ставим галочку
circular и также размещаем его в точке (0.0.0). Это наши начальные
формы, круг вписанный в квадрат, кстати, древний классический орнамент.
Все фигуры переводим в редактируемый сплайн и выделяем круг.
<На уровне вершин выделяем всё, ставим параметр use selection centr ,
и уменьшаем масштаб всего круга по оси Y до 60%.Используйте для этих
целей инструмент select and non uniform select. Выделяем вершины 3и6,
увеличиваем их масштаб по Y до 230% и напоследок выделим вершины
1-2-5-6, установив параметр use pivot point centr ,
уменьшим масштаб до 45%. У нас получилась то-то среднее между овалом и
прямоугольником с закруглёнными концами. Это, Вы уже догадались
наверное, внутренний контур ванной. Теперь нас интересует квадрат.
Удалим вершину В, кстати поставьте интерполяцию - adaptiv, выделим А-С
нажмём break. Нас интересует дуга, выделите её края и тоже увеличьте их
масштаб по Y до 230%, на вопрос о слиянии ответьте положительно.
Основание тоже готово:
Выделите
дугу и разделите её пополам, воспользовавшись divide. Переходим на
уровень top-level нашего прямоугольника и в окошке "FRONT" делаем
первую копию вверх на расстояние 0.1, следующую копию на расстояние
0,3, потом 0.02 и последнюю на 0.3. У нас появились сечения ванной, их
5 штук(Ngon не сечение у него больше визуальная цель, чем практическая).
Приаттачте(attach) их по порядку снизу вверх и переходите на уровень
vertex. Нас интересуют центральные вершины на дуге сечений 2-3-5,
выделите их и в перспективе потяните немного наружу (Y world) где-то на
0.1. Это у ванной по внешнему контуру идёт что-то вроде банта, вот его
мы сейчас пытаемся воссоздать. Выделяем все вершины сплайна 2, кроме
центральной на дуге и тянем вниз на 0.08 т.е. самого низа немного не
касаясь. Ну и последний штрих для банта - все вершины сечения 3-4 кроме
центральной на дуге тянем вверх где-то на 0.025, т.е. тоже немного не
касаясь верха. Здесь мы всё сделали, выделим самый верхний сплайн и
outline его со значением -0.08, это у нас будет бордюрчик ванной. Вот
что у меня получилось:
2
Пришло время модификатора crosssection, введите его со всеми значениями
по умолчанию и переведите всю 'модель' в editable spline. Посмотрите на
картинку и настройте соответственно необходимые сплайны:
было:
стало:
Я здесь скрыл правую половину, чтобы она не мешалась.
Выделите сегменты 1-2, разделите их
пополам(divide), и между вновь возникшими вершинами проведите линию,
используйте для этого инструмент create line и 3d snap с единственным
параметром - vertex. Новый сплайн тоже разделите пополам и соедините
его центральную точку с вершиной А. Пройдитесь по всем вновь созданным
группам вершин инструментом fuse. т.к. привязка не даёт 100% результата
и вершины после применения create line могут иметь разные координаты.
Сейчас у нас появилось 3 новых сегмента, каждый из них нужно разделить,
но сейчас при помощи инструмента refine так как показано на картинке
снизу, расстояние от края ванной должно быть везде одинаковым, я это
сделал на глаз, и сразу соедините эти вершины:
Выделите
все вершины этого скриншота и переведите их в bezier corner, после
выделите только 1-2-3-4 и в перспективе опустите их вниз на 0.1, За
счёт того, что всё вершины bezier corner, Вам не придётся настраивать
кривизну данного элемента, всё сделалось само. Наверное, уже возник
вопрос, а где же обещанное моделирование только одно половины, сейчас
приступим, но до этого шага удобнее и быстрее было работать с полным
объектом. Итак, перейдите в "TOP" и удалите всю левую половину объекта.
Удалили?..А сейчас мы восстановим утраченную половинку, для этого
воспользуйтесь инструментом mirror selected object и по оси Х создайте
копию-instance.
Пришло время ввести модификатор surface. Отметьте там флажок remove
interior patches и, по необходимости, flip normals, в поле patch
topology введите 10. Что-то появилось, но вот что это не понятно,
ничего сейчас всё станет на свои места.Посмотрите на верхнюю картинку и
обратите внимание на точку 5. На самом деле здесь расположены 2 вершины
- первая вершина это конец сегмента недавно созданного, а вторая
вершина делит другой сегмент пополам, помните мы это делали, вот её
удалите, больше делить ничего не надо. Всё равно ни чего не произошло,
исправим так, выделите теперь единственную вершину 5 и при помощи
инструмента bind привяжите её к ближайшему сегменту, другими словами к
тому на котором лежит. Всё. Должны появиться все необходимые
поверхности.Да кстати, не забываёте использовать такой полезный
переключатель как -schow end result on/off toggle:
- Show end result on/off toggle.
Следующая картинка покажет, что делать дальше:
От
этой выделенной вершины создайте линию строго вниз где-то до половины
ванной, удобнее сделать сплайн отдельно, а потом приаттачит его
поставив на нужное место. Отлично, создайте ещё один сегмент чтобы
получился треугольник:
Осталось только слегка настроить необходимую кривизну:
В
"TOP" сегмент 1 и 2 слегка подвинтье в глубь ванной, на 0.05 примерно и
чуть-чуть разверните по Z так чтобы внутри этот бордюр был слегка уже,
подстройте маркеры управления, если появились острые углы и соедините
соответствующие вершины(create line):